Статьи

Семейное Воспитание » его особенности в современной жизни.






Семейное Воспитание » его особенности в современной жизниМысль об определяющей роли среды в воспитании справедлива, хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т. е. среду семейную. Не позволителен вывод о допустимости пассивности и безразличия родителей в вопросах воспитания. Порочно мнение, что «воспитывать детей не нужно», поскольку «воспитывает вся окружающая жизнь». Увы, такое объяснение, к сожалению, нередко встречается у тех, кто не думает, что жизнь начинает воспитывать поздно и болезненно, мучительным избавлением человека от пороков, привнесенных этим стихийным воспитанием.


Как следствие семейное воспитание, а точнее его отсутствие, особенно с 60-х годов, стремительно растет число разводов. В крупных городах число распадающихся семей превышает половину, в районах молодежных строек достигает 90 %. И в большинстве случаев инициатива расторжения брака исходит от женщины. Параллельно множатся случаи нежелания вступать в брак. Произошло постарение «невест», увеличилось число девушек, вступающих во внебрачные связи. Ежегодно регистрируется до полумиллиона детей, рожденных вне брака. «Хочу быть матерью и не хочу быть женой» — нередко можно слышать от создательниц современного семейного очага.


Однако решение о так называемой «свободной» жизни принимается на одном ее этапе, переоценка и тяжесть последствий осознаются на другом. Никого не удивляет теперь «брак в догонку» или «стимулированный брак» — более половины 20— 24-летних невест ожидают ребенка. Могут ли быть устойчивыми подобные браки? А семейное воститание в подобных ячейках общества?


Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира. Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Имеют значение прежде всего морально-этическая и гражданская зрелость мужа и жены, их нравственное здоровье, структура и диапазон социальных контактов с обществом.


Можно ли сказать, что современная молодая семья состоит из людей, физически и духовно зрелых, подготовленных к преодолению трудностей, способных к предотвращению и разрешению конфликтов, людей самостоятельных, не подверженных посторонним влияниям и способных к сотрудничеству? Исследования социологов свидетельствуют о недостаточной зрелости и неподготовленности супругов к семейной жизни. Которые, в свою очередь, являются будущими родителями, и на которых лежит обязанность семейного воспитания. Между тем развитие общества, потребность его в эрудированных квалифицированных специалистах заставляют снова и снова обращаться к огромной и часто решающей роли семейного воспитания в нравственном и умственном становлении личности.


Каковы же причины нестабильности современных браков? Может быть, на них можно влиять? Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений. Домашнюю работу в основном выполняют женщины. Помощь мужской половины носит обычно вспомогательный характер. Забота о детях в основном также ложится на плечи матери. Несмотря на равноправие мужчины и женщины во всех сферах жизни, доля фактического участия мужчин в домашних делах недостаточна. Это явно влиет на семейное воспитание.


С точки зрения специфических взаимодополняющих функций родителей, мужчина решает традиционно «женские» задачи в малой степени. Таково заключение большинства социологов, изучающих семейные проблемы. И, лишь следуя природе психологических особенностей мужчины и женщины, удается достичь гармонии семейных отношений, совершенства их влияния на детей. Особенности эти необходимо стараться понять и правильно учитывать в жизни.

В психологии отношений существует представление о «социальной роли индивида». Под этим понимается ожидаемое от каждого поведение в конкретной обстановке. Ожидаемое поведение мужчины и женщины, отца и матери также не случайно — оно обусловлено исторически, психологически (в вопросте семейного воспитания также). Какова же роль каждого из них в формировании детской нравственности? В чем их сходство и в чем различие?







 
« Пред.   След. »