Статьи

Развитие мышления на уроках
» технология критического мышления.






Развитие мышления на уроках » технология критического мышленияЯ придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем.


Развитие мышления на уроках по принципу критического мышления - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. Критическое мышление - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал.


Уроки, выстроенные по технологии критического мышления, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Технология критического мышления позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Развитие мышления на уроках имеет следующие признаки.


Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:


1) мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

2) самостоятельное, ответственное;

3) аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

4) многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

5) индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией.


Методические приемы критического мышления (развитие мышления на уроках):


Вызов


1) Парная мозговая атака.

2) Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).

3) Работа с ключевыми терминами.

4) Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).

5) Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).

6) Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).

7) Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).


Стадия осмысления


1) Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).

2) Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).

3) Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).


Рефлексия


1) Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).

2) Возврат к ключевым словам.

3) Возврат к перевернутым логическим цепочкам.

4) Возврат к кластерам (их заполнение).

5) Возврат к ЗХУ.







 
« Пред.   След. »