Статьи

Развитие внимания у детей » развитие познавательных процессов.






Развитие внимания у детей » развитие познавательных процессовПознавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок).


Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.


Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия (“Дети,откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок...”и т.д.). Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.


И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.


Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Хотя тут может помочь естественная эмоция интереса. Если ребёнка чем-то заинтересовать, то его вниание будет гораздо больше и дольше сосредоточено на объекте этого интереса. Таким образом, родителям проще развивать внимение у детей, что соответствует оптимальной нагрузки на детскую психику, особо не перегружая её.


Развитие внимания у детей позволит увеличить общий объём усвояемой информации, которая поступает из вешнего мира по средствам имеющихся органов чувств. В достаточной мере развитое внимание ребёнка способно повысить когнитивные и мыслительные процессы. Это значительно усилит качество перцептивных процессов, а следовательно, даст возможность будущей личности более рациональней и правильней смотреть на жизнь и возникающие жизненные ситуации.







 
« Пред.   След. »