Статьи

Развитие навыков человека
» что собой представляют и как формируются.






Развитие навыков человека » что собой представляют и как формируютсяНавыком называют деятельность человека, которая формируется путем периодического повторения и доведения до автоматизма того или иного качества. Всякий новый, приобретённый, способ действия, первоначально протекая как самостоятельное, сознательное и развёрнутое, затем в результате многократных повторений может совершаться уже в качестве автоматически действий (комплекса действий идущих от подсознания человека). Этот процесс требует развитие навыков.


Навык, в отличие от привычки, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в специфических условиях. Отдельные периоды появления двигательного навыка чётко прослежены в работах психолога Бернштейна Н. А.


В психологии развития навыков различаются интеллектуальные, перцептивные и двигательные навыки. Интеллектуальный навык — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач. Двигательный навык — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Перцептивный навык — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.


Развитие навыков — это специфический процесс, достигаемый путем выполнения определённых упражнений (специально организованных, целенаправленных, повторяющихся действий). Благодаря этим упражнениям способ действия закрепляется и совершенствуется и говорят о формировании навыков человека.


Показателями наличия того или иного навыка человека является то, что индивид, начиная совершать действие, заранее не обдумывает, как он будет его совершать, не выделяет из него отдельных частных логических операций. Благодаря формированию и развитию навыков действие человеком выполняется точно и быстро, и можно сконцентрироваться на получении и развитии новых умений, знаний и навыков.


На формирование и развитие навыков влияют следующие факторы:


1» обучаемость, мотивация, прогресс в усвоении, подкрепление, упражнения, формирование в целом или по частям;


2» для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.

 

3» для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).


Различные комбинации данных факторов создают различные образы процесса формирования и развитие навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; а также возможны и смешанные варианты.


Теории механизмов формирования и развития навыков, необходимых факторов и условий, без которых оно не может происходить, являются частным случаем теории научения. Кроме того, стоит заметить, что развитый человеком навык остаётся с ним навсегда. Если вы однажды научились кататься на велосипеде, то даже через несколько лет вы будете способны на нём кататься, при этом не прибегая к новым учениям. Хотя навыки имеют способность немного под забываться, но это мелочь.







 
« Пред.   След. »