Статьи

Развитие младшего школьника » хорошим родителям на заметку.






Развитие младшего школьника » хорошим родителям на заметкуПромежуток между детством и отрочеством. Вчерашний ребенок становится школьником. Возможно, многим знакомо понятие «готовность к школьному обучению». Им психологи и физиологи обозначают ту степень физического и умственного развития, ту сумму умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы справиться с новыми обязанностями и задачами. Нередко родители считают: ребенок готов к школе, если владеет навыками чтения, счета, письма.


Между тем гораздо важней не столько тот или иной, хотя и весьма необходимый для обучения, навык, сколько общий уровень развития младшего школьника — и физического, и умственного. Причем не следует рассматривать физическое развитие как нечто второстепенное — именно от него часто зависят успехи первоклассника. В этот период физические нагрузки не только увеличиваются, но и становятся качественно иными.


Переходным психологи и физиологи обычно называют возраст подростковый. Развитие младшего школьника в данный период весьма специфический. Однако это определение в не меньшей мере применимо и к первокласснику. Семь лет — это тот узловой момент, когда меняются жизненные условия и увеличиваются нагрузки, перестраивается организм. Это выражается в широком размахе колебаний в физической и в психической сфере, в общей неустойчивости организма, в его податливости внешним воздействиям.


Значительно совершенствуются к 7 годам моторные (двигательные) навыки: основные естественные движения, бег , ходьба, прыжки — становятся точнее, координированнее , целенаправленнее. Развитие младшего школьника переходит в новое качество. Прежнее влечение к самому процессу движения, то удовлетворение и радость, которые доставляла малышу сама возможность побегать и попрыгать, сменяется теперь все более растущим интересом к результатам своих усилий, к достижению поставленных целей.


Процесс этот далеко не равномерен. Так, мышцы рук, обеспечивающие точные координированные движения пальцев, нередко развиты слабо, что создает немалые трудности при овладении навыками письма. Не закончено еще формирование костно-мышечной системы, «отвечающей» за стабильное положение тела. А ведь ей предстоит большая работа! Ребенку придется долгое время проводить в относительной неподвижности, сидя за партой.


«Переходность» (а следовательно, и некоторая неустойчивость) проявляется и в психической сфере. Развитие младшего школьника в этой области также своеобразна. В семилетнем возрасте часто отмечаются раздражительность, утомляемость, неровность в поведении, немотивированные вспышки агрессии, обидчивость, обостренное самолюбие. Восприятие и мышление становятся более реалистичными, освобождаются от «засилья» эмоций, от господства воображения. Кстати, начинается это гораздо раньше, но в 7 лет особенно ярко выражено.


Личные интересы и желания, стремление к их удовлетворению составляют если не все содержание, то основное ядро жизни 4 — 5-летнего малыша, к 7 годам дети уже начинают соотносить свои потребности с интересами и желаниями товарищей. Правда, степень социального развития может быть весьма разной. Ребята, посещавшие детский сад, обычно уже обладают какими-то навыками общения, организованности и дисциплины; у тех же, кто воспитывался дома, а тем более мало общался со сверстниками, социальный опыт весьма невелик, и им труднее привыкать к школьным требованиям.







 
« Пред.   След. »