Статьи

Процесс развития личности
» каким образом совершенствуется человек.






Процесс развития личности » каким образом совершенствуется человекВ отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить.


В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, что указывает на определённый процесс развития личности, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.


При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности — это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации, а следовательно, и процесс развития личности.


А в целом, человек обладает целым рядом характеристик личности, которые являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присутствуют у всех людей. Это так называемые интегративные характеристики, т. е. черты личности, формирующиеся на основе более простых психологических характеристик. К числу таких характеристик необходимо, прежде всего, отнести адаптационный потенциал личности.


Данное понятие было предложено нами на основании анализа многочисленных экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации. По нашему мнению, каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т. е. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности, то есть непосредственный процесс развития личности, человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях.


Этому способствовала разработка ряда идей в таких психологических отраслях, как общая, социальная, педагогическая, возрастная и др. психология, а также в смежных с психологией науках: педагогике, философии, социологии, психофизиологии, физиологии мозга и др. Нужно отметить, что история развития психологической мысли в России, в том числе и вопросов развития личности, не может быть приписана только к XIX и XX столетиям.


Ее источники складывались на протяжении многих веков, сохранились и отразились в русском фольклоре, сказках, былинах, пословицах, поговорках, народных песнях. Именно там начало возникновения психологических представлений, раскрывающих понимание личности, условия ее развития, формирования русского характера.







 
« Пред.   След. »