Принцип Вежливости » Вежливость в Общении » Основы.





Тема — Принцип Вежливости » Вежливость в Общении » Основы.


Принцип Вежливости. Вежливость в Общении. Основы.Вежливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость - культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой.


Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.


Есть психологические правила, нарушая которые мы рискуем естественное желание быть понятыми превратить в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих правил общения знакомы каждому. Например, самое простое — быть вежливым. Об этом приходится слышать с первых лет жизни и остается только удивляться, почему до сих пор вежливость не стала законом человеческого общения.


И вот что удивительно — каждому в отдельности вежливое отношение к себе нравится, а все вместе мы страдаем от его недостатка. Проще всего объяснить этот парадоксальный факт тем, что не перевелись еще невоспитанные люди, которым с детства не привили хорошие манеры. Люди проявляют вежливость в одних ситуациях и утрачивают манеры в других. Почему?


Потому, что за очевидными истинами скрываются вопросы, на которые не так просто ответить. Почему, например, нужно быть вежливым с теми, кто не нравится, кого не уважаешь? По-своему, вполне справедливо вежливостью отвечать только на вежливость и не выбирать дипломатических выражений в ответ на грубость. Если справедливо, что каждый должен получать по заслугам, то и вежливое отношение к себе нужно заслужить. А значит, с теми, кто его не заслуживает, нечего церемониться.


Почему за вежливостью нужно скрывать свои чувства, не лицемерие ли это? Такие вопросы не принято ставить, не принято и отвечать на них. Истина, что не рождает вопросов, превращается в догму, с которой спорить не хочется в той же мере, в какой и следовать ей.


Итак, почему вежливость необходима в любых ситуациях? Психологи обнаружили, что в конфликте сторонние наблюдатели более склонны признавать правоту того человека, который сохраняет выдержку и не отвечает грубостью на грубость. А следовательно, вежливость не только привлекает к человеку симпатии воспитанных людей, но и позволяет сохранить чувство собственного достоинства при столкновении с хамством. B конфликте она является средством утверждения правоты. Поэтому вежливость нельзя назвать лицемерием.


Истинная вежливость может существовать только доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку случается сталкиваться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту уважительность может перейти в дружбу, но органическая приязненность к людям, в общем - обязательная основа вежливости. Подлинная культура поведения - там, где действия человека во всех ситуациях, их сущность и внешнее выражение вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.


Техника вежливого обращения:


1) Употребление выражений неопределенных или смягчающих смысл

2) Вежливая, но очевидная ложь, заведомо никого не вводящая в заблуждение

3) Использование эвфемизмов и коннотаций

4) Предпочтение вопросительных выражений утверждениям





 
« Пред.   След. »