Статьи

Население городов » урбанизация и количество населения городов.






Население городов » урбанизация и количество населения городовГород — это населенный пункт, в котором проживает относительно многочисленное население, занятое преимущественно несельскохозяйственной деятельностью. Города — повседневная среда жизни все возрастающего числа людей. И люди находятся под их постоянным воздействием. Это воздействие городов имеет важное формирующее значение.


Одна из важнейших особенностей современной жизни нашей планеты, касаемая населения городов — стремительный рост числа городов и городских жителей. Недаром урбанизацию называют феноменом XX века. Под урбанизацией понимают рост городов, увеличение доли горожан в общей численности населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность.


Большинство специалистов сходятся в том, что главный показатель уровня урбанизации — доля городского населения во всей его численности. Именно этот показатель часто называют "урбанизированностью", соотносимой с населением городов. Но чаще всего уровень урбанизации той или иной страны или региона определяется по следующим трем основным показателям:  


1. Доле городского населения во всей его численности;

2. Доле горожан, проживающих в крупных городах;

3. Доле горожан, проживающих в городских агломерациях.

4. Существует ещё один показатель урбанизации: доля сельского населения, работающего и обучающегося в городе.


Сегодня города делятся на малые, средние, крупные и крупнейшие в зависимости от числа жителей в них: от 50 до 100 тыс. жителей — средние города, от 100 до 1000 тыс. жителей — крупные города, более 1 млн. жителей — крупнейшие города. Это относительные деления населения городов.


Почему за основу классификации берутся эти цифры? Дело в том, что чем больше жителей в городе, тем сложнее его жизнедеятельность. Проследим это на примере развития системы городского транспорта в наших отечественных условиях. Передвижение людей в пределах поселка или города людностью до 20 тыс. может осуществляться пешком или на велосипеде.


В городе с числом жителей более 20 тыс. уже возникает потребность в автобусе, свыше 100 тыс. — в автобусе и трамвае, в городах с населением, превышающим 500 тыс. жителей, в дополнение к перечисленным видам транспорта очень часто добавляется троллейбус, в них уже сложно обходиться без скоростного трамвая и скоростных магистралей. В городах-миллионерах без метрополитена в часы "пик" возникают серьезные сбои в работе всего городского транспорта.


Население городов напрямую влияет на качество жизни и условия. В городах с населением до 50 тыс. жителей достаточно иметь один общегородской центр. При большей людности в дополнение к нему, как правило, создаются центры жилых районов. В административном плане для управления городским хозяйством во всех крупных городах необходимо деление городской территории на отдельные районы, тогда как в малых и средних городах этого не требуется.







 
« Пред.   След. »